Этот документ распечатан с сайта PANORAMIX.RU


Некоторые советы для путешествующих по Европе на автомобиле

Планирование

Универсальных советов для составления маршрута, конечно нет. Мы использовали Microsoft Autoroute. Старались не делать перегонов между городами дольше 5 часов – это не очень утомительно и позволяет выехав вечером одного дня приехать в следующий пункт тем же днем. Также старались прокладывать маршрут по возможности по автомагистралям т.к. это существенно экономит время.

Гостиницы

В принципе, забронировать отели через Интернет на всем протяжении маршрута совершенно не проблема. Гораздо сложнее в каждую забронированную гостиницу успеть вовремя. Ведь любая задержка или изменение маршрута могли кардинально поменять наши планы. В итоге мы решили ничего не бронировать, а просто приезжали в очередной населенный пункт и начинали искать гостиницу. Иногда отель нравился сразу, а иногда приходилось объехать еще парочку. Однако в некоторых городах реальный дефицит отелей, мы с этим явлением столкнулись в Амстердаме, Венеции и Флоренции. В таких ситуациях мы делали так – подключались к Интернету через GPRS, заходили на сайт booking.com находили свободный отель, подходящий по цене, комфорту и расположению и ехали в него. Кстати, в отелях можно торговаться, например, по причине позднего заезда. А если вас больше двух человек, то имеет смысл попросить групповую скидку.

Границы

Российско-Финская граница это самый непредсказуемый участок в подобном путешествии. Несмотря на то, что пропускной пункт работает круглосуточно, простоять можно от 15 минут до 10 часов в зависимости от времени суток и времени года. Если ехать из Петербурга в Хельсинки, то оптимально двигаться через Торфяновку (Vaalimaa). Никто не может сказать лучшее время для прохождения, но многие согласятся, что лучше всего приехать около 7 часов утра - тогда можно успеть пройти границу с наименьшей очередью, до пересмены, которая начинается в 8 часов утра.

Финские таможенники иногда страдают жесткой паранойей. Однажды Наташку обыскали, чуть ли не раздев до гола, а в последний раз нас с особой настырностью расспрашивали все до мельчайших деталей, считали наличные деньги, проверяли билеты на паром - надо быть готовым к такому повороту.

Границ между странами ЕС фактически нет. Можно случайно уехать в другую страну - именно так у нас и вышло на границе Голландии и Германии - мы собирались остановиться и купить голландских сувениров, но неожиданно увидели знаки, сообщающие, что мы уже в Германии.

Castle on the Road
Какая страна - фиг знает, наверное Италия, но в Австрии, Германии, Швейцарии, Чехии виды не хуже...

По дороге к германско-швейцарской границе меня посетила мысль, что ленивые швейцарцы могут в 16 часов позакрывать свои будки и уйти спать - именно в тот момент я разогнался до рекордных 205 км/ч: Оказалось, что волновался я напрасно - в 22 часа граница была все еще открыта, во всяком случае, в районе Шаффхаузена. Швейцарцы достаточно долго (минут 15) проверяли документы, но вопросов почти не задавали. Проверяют не только русских, при нас устроили выборочную проверку немцам и голландцам.

На швейцарско-итальянской границе нас практически не проверяли, так, едва взглянули на визу и пропустили. Зато на обратном пути швейцарские пограничники продержали нас не меньше 20 минут.

Italy Roads
Окружающие красоты отвлекают водителей, поэтому власти ставят по два указателя, причем, на разных языках...

На границе между Швейцарией и Германией наши документы также внимательно изучили, но достаточно быстро отпустили, поставив штамп о въезде в Германию (больше нигде ничего не ставили), походу дела ответили на интересующие нас вопросы. - Как работают банки? - Никак, сегодня воскресенье. - Где поменять деньги? Нигде, юзайте карточку: и т.д...

Интересно получилось на границе Германии и Чехии – мы ехали из Берлина в Карловы Вары по чудовищной глуши. Судя по окружающим дорогу диким пейзажам, там никак не могло быть пропускного пункта, а если вдруг будку и поставили во времена социализма, то наверняка про нее давно забыли после принятия Чехии в Евросоюз. Ехали с тяжелыми мыслями, что придется объяснять на выезде из Чехии, как мы попали в страну без отметок о въезде. Однако, на самой границе оказался вполне живой пропускной пункт и даже с бодрствующими в 10 вечера таможенниками. Таможенник взял наши паспорта и стал запихивать в специальный аппарат для проверки, однако, система ему в ответ выдавала только сообщение об ошибке. Строгий товарищ хмурился и повторял операцию раз за разом, однако все безрезультатно. После десятой попытки он сказал мне отойти от окна и сесть в машину. Судя по тому, что я видел из машины, он безуспешно повторил операцию еще несколько раз, посоветовался с товарищем, и таки поставил нам нужные штампики. Наверное, мог бы и послать...

На выезде из Чехии в Австрию нас озадачили вопросом, почему не стоит отместка отеля о проживании. Мы честно ответили, что понятия не имеем т.к. предоставляли отелям все документы, которые они просили при check in. Таможенник очень удивился и устроил нам допрос в каких отелях мы жили и даже попросил показать чеки, записал все их данные и вообще очень остался собой доволен, наверное, отелям грозит наказание, а ему повышение.

Эстонско-российская. Если вдруг вы, как и я, до этого на автомобиле выезжали из страны только через Торфяновку или Брусничное, то приготовьтесь к сюрпризу в виде "отстойников на въезде в город. Нужны они по вполне банальной причине: пограничный пропускной пункт, что в Ивангороде, что в Нарве находится фактически в городской черте и километровые очереди там попросту негде разместить. Идея вроде здравая, но реализация, что с одной, что с другой, стороны границы - хуже некуда. Объясню на собственном примере. На российской стороне "отстойник" совмещен с бензоколонкой ПТК на въезде в город. По идее нужно заехать на колонку, взять талончик, проехать под шлагбаум в отстойник, оплатить 40 рублей за талончик, дождаться своей очереди на выезд и только после этого ехать к границе. Мы заехали на эту колонку, перекусили, залили бензина, помыли стекла, фары и номера, т.е. провели достаточно много времени, но ни одного указателя или объявления, что автомобили следующие в Эстонию должны пройти через эту систему мы не увидели. Поэтому мы просто поехали с колонки на границу, там встали в очередь и стояли, пока к нам не подошел проверяльщик талончиков и не объяснил, что он уже устал всем объяснять вышеописанную схему. Естественно, пришлось разворачиваться и ехать за талончиком. На обратном пути, в Нарве, ситуация повторяется, только там "отстойник" еще и запрятан в какой-то промышленной зоне и, конечно, никаких указателей на него нет. Найти его реально, только если ты знаешь, что на въезде в Нарву справа стоит бензоколонка Statoil, сразу за которой нужно повернуть направо, проехать метров 500 и свернуть налево в ворота неприметного склада со скромной вывеской.

Дополнительно нужно сказать, что по дороге в Таллинн мы провели в очереди в отстойнике 4.5 часа плюс еще час в очереди перед самой границей. На обратном пути мы потратили примерно час на отстойник и час на границу. Знатоки уверяют, что такие очереди связаны с новогодними праздниками (мы ездили со 2 по 4 января) и что это еще далеко не предел, и уверяют, что 30го декабря в отстойнике на российской стороне люди проводили до 11 часов. Очередь в отстойнике "ускоряется" за 1000 рублей на российской территории и за 500 крон на эстонской.

Финляндия

По Финляндии все местные едут на 10-15 километров быстрее чем можно, но если самому начать ехать быстрее, то местные все равно будут тебя постоянно обгонять. Таким образом, пытаясь ехать наравне с финами, я иногда разгонялся до 150-160 км/ч и все равно находились люди едущие быстрее меня! Видимо, у них комплекс по этому поводу и они идут на риск, несмотря на весьма жесткие наказания, а может быть просто хорошо знают расположение радаров. Штраф можно схлопотать, даже превысив скорость всего на 4 км/ч.

Найти бесплатный паркинг в центре больших европейских городов практически не реально, но иногда может повезти. На многих бесплатных паркингах (речь идет о центре города или об туристических объектах) можно стоять ограниченное время. Для этого обязательно надо приобрести синенькие парковочные часы. Стоят они пару евро и продаются во всех газетных киосках и на всех бензоколонках. Мы свои купили в Турку, но пользовались во всей Европе т.к. они универсальные. На часах надо поставить время, когда вы приехали и положить их под стекло. За отсутствие часиков и, естественно, за превышение времени стоянки - штрафуют.

По финским правилам парковаться можно только в местах где это разрешено знаками т.е. даже если запрещающих знаков или разметки нет - паркинг запрещен. В Турку мы бесплатно стояли на платной стоянке весь день, к вечеру на некоторых соседних автомобилях появились штрафные квитанции, но не у нас. Думаю по причине российских номеров. Бесплатно мы стояли исключительно по запутке, а не корысти ради - на той стоянке аппарат для оплаты был спрятан в кустах и никаких дополнительных знаков мы не видели. В Хельсинки мы парковались на подземном паркинге одного из отелей, стоило, что-то типа 12 евро за сутки. Причем, мы оставили автомобиль в одном отеле, а жили в другом - это не проблема. Не забудьте взять на ресепшене магнитную карточку для прохода на паркинг (с улицы можно только въехать, но не зайти пешком) иначе к машине не попасть.

Viking Line Ferry Terminal
Оставив машину на грузовой палубе постарайтесь запомнить как к ней вернуться, чтоб не метаться, как мы, когда все уже начинают выезжать...

Швеция

В Стокгольме весьма запутанное движение, подробнее о проблеме написано непосредственно в отзыве о поездке в Стокгольм.

На шоссе в Швеции почти никто ничего не нарушает. Но находятся люди, которые едут на 20-30 километров быстрее. По дороге от Стокгольма до Хельсинборга я видел всего 2 или 3 полицейских машины на обочине, но отдельно стоящих радаров рассмотреть не удалось, вероятно, что их прячут или вообще не ставят. На обратном пути, больше чем пол дороги за мной ехал порш 911. Я старался ехать на 10-20 км/ч быстрее разрешенной скорости, но он меня так и не обогнал и не отстал.

С паркингом в Швеции, как и во всех крупных европейских городах - дорого и мало, однако, на обратном пути мы очень славно поставили машину на бесплатной стоянке паромного терминала, и пошли гулять (Терминал Viking Line примерно в 10 минутах ходьбы от центра).

Gaz station near the Gothard tunnel
Так стоять нельзя, но если очень хочется - то можно.

Дания

По шоссе в Дании все кроме шведов и голландцев едут очень аккуратно, соблюдая скоростной режим и все знаки, но в самом Копенгагене, мне показалось, что многие нарушают, как минимум скорость. Стоянка в Копенгагене дорогая, за пол дня с нас взяли 16.5 евро. На каждой стоянке и чуть ли не на каждом мусорном бачке висит предупреждение, что ценные вещи лучше не оставлять в автомобиле. Когда мы приехали к королевскому дворцу смотреть на смену караула, то у нас не было датских монеток для паркинга. Мы попытались разменять евро на кроны у водителя остановившегося автобуса, но одна из пассажирок услышав о нашей проблеме, подарила нам монетку в 5 крон. Это было очень трогательно и неожиданно. В Дании оказался самый дорогой бензин, но т.к. страна маленькая можно легко рассчитать, как ее пересечь без дозаправок.

Copenhagen - Parking almost for free
Именно в этом автобусе бесплатно выдают монетки для парковочного автомата...

Нидерланды

В Голландии ездить по автострадам одно удовольствие - каждые 100 метров стоит табличка с указателем километража и на ней продублированы знаки, в действии которых находишься в данный момент. На голландских автострадах движение достаточно спокойное, все, как и везде, едут километров на 10-20 быстрее разрешенных. Зато в соседних странах голландцы очень бодро нарушают. Видимо штрафы, например из Швейцарии, не действуют в Голландии.

В самом Амстердаме движение это тихий ужас - очень много узких улочек с односторонним движением, без светофоров, да еще и мощеных...

Подробнее о возникших проблемах написано в отзыве о поездке в Амстердам.

Германия

В Германии на автобанах всем насрать на любые знаки ограничивающие скорость, кроме тех, что стоят в местах ремонта дорог. Объяснить такое явление очень просто - если стоит знак 60 и сужение дороги в районе ремонта, то ехать быстрее попросту опасно. А еще в Германии много знаков ограничивающих скорость во время дождя, но на них никто не обращает внимание. Я сам ехал 190 под дождем в зоне действия знака 60 и был далеко не одинок. Скорость я мерил по GPS т.к. на высокой скорости спидометр нещадно врет. Максимум в Германии удалось разогнаться до 205 по GPS, а спидометр при этом показывал 225. Любопытно, что максимальная скорость автомобиля по паспорту равна 188 км/ч, но спидометр размечен до 260… Стоя в пробке из-за очередной аварии я познакомился с местным жителем перебравшимся в Германию из Омска. Он подтвердил, что на автобанах скорость никто не мерит, зато на всех остальных дорогах радаров полным-полно.

В Германии запрещено провоцировать уступить левую полосу. Точнее правила такого нет, но пару-тройку лет назад произошел неприятный инцидент - занервничавшая от миганий женщина стала перестраиваться, не справилась с управлением, и разбилась насмерть. С ней в машине разбился маленький ребенок. Торопыгу, каким то образом нашли, и показательно влепили огромный срок для примера всем остальным. "Все остальные" примеру вняли.

Roads Austria
Кусок рая в районе Австрийско-Германской границы...

Мы с удивлением обнаружили, что в Германии кроме прямых как стрела автобанов бывают и горные серпантины. Нашли их недалеко с Чешской границей – узкая дорога змейкой вьется по холмам и горам. Двум машинам просто так не разъехаться, приходится заезжать правой стороной на обочину, поэтому особо не разгонишься даже на коротких прямых. Дополнительный адреналин я получил, увидев неспешно переходящего через дорогу оленя. После этого поехали еще более аккуратно.

Франция

Мы достаточно много покатались по Франции, сначала пересекли ее в направлении от Франкфурта до Барселоны, а затем возвращались во Франкфурт через Париж. Во вторую поездку мы проехали от Эльзаса до побережья Атлантического Океана. Двигались и по автобанам и по полудиким узеньким дорожкам в лесу и по серпантинам в районе Пиренеев. Совершенно неожиданно французы оказались очень дисциплинированными водителями, особенно на автобанах. Большинство едет аккурат максимально разрешенные 130 км/ч. Выставив круиз-контроль на 135 км/ч, мы почти всех, хоть и медленно, но обгоняли. Если обгоняли нас, то в основном машины с немецкими и голландскими номерами. Но все это не относится к окрестностям Парижа – там, как я понял, все зависит от пробок и радаров – если нет пробки – то все летят от радара до радара, благо знают их расположение.

Автобаны во Франции очень ухоженные, ремонтов дорог намного меньше, чем в Германии, а если дорога и ремонтируется, то это, почему-то, не ведет к километровым пробкам. Как и в Германии на автобанах много чистых ухоженных паркингов с туалетами, столиками и, иногда, с телефонными будками. Заправок тоже хватает. Цены на 95 бензин не радуют, в районе 1.55 евро за литр (июнь 2008). Что поразило, так это огромное количество радаров на автобанах, в других европейских странах, конечно, можно встретить радар где угодно (в Финляндии, судя по словам знакомого, радары иногда встречаются даже в лесу на грунтовой дороге), но все же, власти предпочитают расставлять их в городах и на подъездах к ним. Но надо отдать французам должное, о радаре обычно честно предупреждает специальный знак.

Автобаны платные, стоимость, как и в Италии, мне вычислить не удалось, видимо, зависит от местности, в которой он проходит. Некоторые уважаемые путеводители, например Dorling Kindersley, советуют экономить и передвигаться по дублирующим дорогам. Типа, качество такое же, но бесплатно. Я бы не назвал такой совет на 100% мудрым, сэкономите 10 евро, но измучаетесь от постоянных круговых движений на пересечении дорог и бесконечных населенных пунктов с ограничениями скорости, пешеходами и светофорами. Конечно, съехать с автобана и покататься между деревушками нужно обязательно (тем более что они меняются от региона к региону), но полностью отказываться от автобана это глупость.

Кстати, очень часто на пунктах сбора денег собирается неслабая очередь, минут на 15 вполне можно застрять на ровном месте, не говоря уже про часы пик, так вот, советую не терять время в очереди, где деньги принимают вручную, а ехать к автоматическому шлагбауму, который принимает кредитные карты. Я, к сожалению, не помню что на нем написано, но по условным обозначениям вычислить его можно без труда. Обычно там очередь раза в 2 короче, а движется раза в 3 быстрее. Только учтите, что Electron и Maestro автомат не принимает.

С парковками во Франции беда. Даже в небольших городах достаточно трудно оставить машину на улице в центре. А в крупных городах типа Лиона, я даже не пытался этого сделать, а сразу ехал на крытый паркинг. Дорого конечно, но сохранность крашеных бамперов и собственных нервов дороже. Именно в Лионе мы наблюдали, как зажатый с обеих сторон фургончик бамперами расталкивал машины в попытках выехать. Растолкал. А еще в центре Лиона мы встретили очень веселый паркинг с лифтом для автомобиля. Правда, самостоятельно заезжать в лифт не дают, а просят забрать из машины все нужные вещи, отдать ключ служащему, и уже он сделает все необходимое. Мне с моей паранойей было достаточно стремно оставлять в машине все наши чемоданы/ноутбуки и отдавать парковщикам ключи, но мы так торопились покушать, что рискнули. Все обошлось, ничего не пропало.

Очень тронуло отношение французов к автотуристам, частенько едешь по офигенному серпантину, видишь красивый вид, а тут бац, и как по заказу, смотровая площадка с небольшим паркингом обнаруживается. И даже специальные знаки у них есть, типа 500 метров до красивого вида – очень приятно.

Швейцария

В Швейцарии местные знают расположение радаров и, соответственно, их скорость сильно зависит от этого. Я обычно пристраивался за местной машиной и держался за ней. Опознать местного не трудно - у них на номерах двухбуквенное обозначение кантона, надо всего лишь знать в каком кантоне едешь. В городах швейцарцы практически не нарушают скорость - очень много камер. Наш швейцарский друг Питер предостерег, что кроме радаров и полиции на машинах с боевой раскраской, примерно 40% дорожной полиции ездит на обезличенных авто и мерить скорость, в отличие от России, они могут прямо на ходу.

Solothurn traffic
Герр Штофф хорошо изучил расположение радаров...

Если вы соберетесь повторить этот маршрут и проехать до Италии через Швейцарию в высокий сезон, то будьте готовы потерять пару часов перед Готтардским туннелем (17 км!) - там всего по одной полосе в каждую сторону и очередь, на несколько километров, не редкость. Именно перед этим туннелем я наблюдал как "законопослушные" швейцарцы массово нарушают правила, обгоняя колонну стоящих автомобилей, справа, по обочине. Пришлось присоединиться. Кстати, если вы первый раз получаете швейцарскую визу, то обратите внимание, что обычно они дают только одноразовую визу для первого визита. Въехать, например, из Германии и выехать в Италию вы сможете, а вот возвращаться из Италии придется через Австрию. Вообще то Швейцарскую визу можно получить прямо на границе, наши друзья именно так и делали, но надо быть готовым потерять время и заплатить примерно на 80% дороже. Ну и отказать, конечно, могут. При въезде в Швейцарию у вас поинтересуются, собираетесь ли вы ездить по автобанам (достаточно тупой вопрос т.к. без них не проехать по стране) на положительный ответ вам сообщат, что тогда надо купить виньетку за 40 франков. Придется купить т.к. штраф большой даже за неправильно наклеенную виньетку, а за отсутствие (или если виньетка не наклеена, что по их правилам равноценно) он просто огромный. В Швейцарии очень странные автоматические бензоколонки, мы залили топлива на 16 франков, но на карте заблокировалось 100 франков. Разблокировались деньги только через 4 недели. Таким образом, после нескольких заправок можно остаться без средств на карточном счету, точнее они там будут, но заблокированые и использовать вы их не сможете.

Gothard tunnel
В 17ти километровом Готтардском туннеле главное не заснуть... Хорошим развлечением является точное соблюдение скорости и дистанции, для последнего, на проезжей части нанесена специальная разметка.

Италия

В Италии по автобанам все ездят примерно как в Германии, но в отличие от Германии, там ограничение скорости есть, да и дорожной полиции с радарами довольно много. Однако, макаронники на это плюют и прут очень бодро. И в Германии и в Италии у многих водителей есть совершенно ужасная привычка перестраиваться сильно заранее для обгона, это ОЧЕНЬ мешает т.к. обгонять справа запрещено и как бы не принято. Итальянцы активно мигают, требуя пропустить, но почти никто не обращает на это внимания - пока водителю впереди идущей машины не покажется, что полоса правее достаточно свободная - они так и будут ехать по левой полосе.

View from Lugano parking
Этот чудесный вид открывается с крыши одного из паркингов в Лугано. Машину лучше ставить под крышей, иначе нагревается так, что за руль не взяться, но, к сожалению, других мест не было...

Кстати, в Италии почти все автострады платные, мы видели бесплатный кусок только по дороге между Сан-Ремо и Инсбруком, но знающие люди утверждают, что на юге Италии бесплатных автострад полно. Платить надо на выезде с автострады и цена зависит от километража и от местности, в которой проходит дорога. Например в горах Лигурии, где строить и ремонтировать дорогу сложнее и как следствие дороже, цена за проезд будет, соответственно, выше, чем на равнинах в Пьемонте. А еще в Италии очень дурные дорожные указатели. Мы много раз проезжали мимо нужных поворотов и съездов несмотря на указатели и GPS. Подозреваю, что это не случайно т.к. каждый такой "промах" на автостраде стоит пару лишних евро - дороги то платные.

Toll Roads Italy
Пора платить. Думаю, итальянцы ненавидят это зрелище...

В Чивитанове наша машина простояли трое суток прямо под знаком "остановка запрещена" и с ней ничего не случилось - ни штрафных квитанций, ни эвакуаторов. Однако под какой конкретно знак ставить машину нам посоветовал служащий гостиницы, в который мы остановились.

Каталония

Перед поездкой в Испанию я был немного напуган рассказами о передвижениях по испанским городам на автомобиле, особенно нас пугали Барселоной, с ее узкими односторонними улочками, чудовищным трафиком и сумасшедшими туристами бегающими по дорогам. Действительность же оказалась намного прозаичнее – ну да, улочки достаточно узкие и много одностороннего движения, ну пешеходов много и движение бойкое, но не более того. Во Флоренции улочки и поуже видали (пару раз приходилось складывать зеркала для проезда), а с нормальной навигацией одностороннее движение не особенная проблема. Пробок в современном понимании слова мы вообще не видели, хотя объехали весь город в час пик на обзорном автобусе.

Самое нервное было перед въездом в Барселону (мы въезжали с северо-востока), поток машин попадает в мясорубку развязок, где его разбивают и направляют в разные части города. Не знаю, как это выглядит для пассажира, а для водителя так просто аттракцион - на автобанной скорости куча поворотов, перестроений и съездов, развязки в туннелях и прочие радости… Навигатор при этом беспрерывно голосит, но без него была бы просто вешалка... Кстати, построили эту адскую, но крайне эффективную транспортную систему перед олимпиадой 1992 года, а до этого въезд в город был настоящей проблемой.

Как только мы въехали в старый город, то сразу стало очевидно, что оставить машину на улице бесплатно и недалеко от нашего отеля, расположенного на углу с Рамблой, задача нереальная, поэтому мы не стали даже пробовать и поехали в ближайший подземный гараж. Стоит удовольствие не дешево, в районе €2 в час, но за сутки цена фиксированная – €24. Советую поступать так же – и нервы сохраните и вещи из машины не пропадут... Кстати, эвакуаторов в старом городе просто море, особенно активны они по вечерам в районе Рамблы.

Catalonia Roads
Сальвадор Дали was here...

Острые впечатления оставила дорога по местам творческой славы Сальвадора Дали, от Фигереса до Кадакиса. Узенький серпантин с неслабым таким движением. Сначала ехалось довольно бодро, но примерно на половине пути мы уткнулись в огромный туристический автобус, обогнать который было невозможно. Каждый закрытый поворот он проезжал не быстрее 5 км/ч, а на коротких прямых разгонялся максимум до 25. Говорят, что власти Каталонии не раз предлагали построить нормальную скоростную трассу до Кадакиса, но жители городка всякий раз противились из-за опасений огромного наплыва туристов. В результате туристы все равно едут, но медленно и печально. А еще на той дороге валяется много отломанных боковых зеркал, видимо, стандартное для тех мест происшествие.

Автобаны в Каталонии не оставили никаких особых впечатлений, да мы и не особо по ним ездили. Они тоже платные, и тоже как в Италии и Франции не понятно ценообразование.

Чехия

Как только мы въехали из Германии в Чехию сразу почувствовали седалищным нервом последствия социализма – дороги значительно хуже, чем в целом по западной Европе. Уже конечно не Е95 в Новгородской области, но многие участки вполне можно сравнить с нашими родными дорогами. Автобан "по чешски" тоже не порадовал – и колея и ямы встречаются, но ограничение скорости 130 вместо 90 и ширина дорожного полотна побольше. Проезд по автобану платный, нужно приобрести виньетку примерно за €7 на 10 дней. Виньетки продаются на больших бензоколонках типа Agip. Ее надо проштамповать, заполнить и наклеить на стекло – иначе не действует. На автобанах реально проверяют наличие виньетки и за отсутствие штрафуют, поэтому лучше не экономить.

Ездят чехи весьма аккуратно, почти не нарушают, даже скоростной режим, но бывают случаи, что нарушают даже правила обгона, чего никогда не увидишь в соседней Германии или Австрии. В Чехии, прямо как у нас трафик полиз любит прятаться с радарами в кустах, говорят, что, как и у нас, встречные водители предупреждают о засадах миганием фар, но сами мы такого не видели.

Паркинг на улице в Праге хотя и платный, но не очень дорогой, однако мы не нашли свободного места недалеко от отеля и поэтому поставили машину на крытый. Когда пришло время расплачиваться очень пожалели – за 42 часа стоянки мы заплатили 62.5 евро!

Австрия

В Австрии для проезда по автобанам и шоссе нужно купить на заправке виньетку. Стоит она €7.6 на 10 дней. Как и в Швейцарии и Чехии виньетка не действует если ее не приклеить на лобовое стекло. Наш швейцарский друг Петя напугал нас рассказом как буквально через несколько километров после пересечения австрийской границы его остановили для проверки и оштрафовали на €300 за отсутствие виньетки. Причем полицейские берут штраф только наличными, которых у Пети с собой не было. В результате он бегал в поисках ближайшего банкомата, а полицаи сторожили его машину. Несмотря на купленную виньетку на некоторых перевалах и туннелях с вас могут попросить дополнительную плату за проезд. Например, когда мы ехали из итальянского Тренто в австрийский Инсбрук, то на перевале с нас взяли 8 евро – больше чем стоила виньетка!

Tunnel
В некоторых туннелях Австрии с вас возьмут дополнительные €€ за проезд...

На выезде из Вены в сторону Италии мы попали в очень большую пробку, машины ехали, но очень медленно. Плелись со скоростью 5-20 километров в час примерно 20 километров. Никаких видимых причин, типа аварий или ремонтов дорог, для такого затора не было. На дачников тоже не похоже – ехали в четверг, примерно в 5 часов вечера. Чтобы немного ускориться можно использовать такой трюк – когда все ползут совсем медленно, то надо ехать в самой правой полосе, она непонятно почему, но едет немного быстрее чем все остальные, а когда немного "рассасывается" то надо не упустить момент и перестроится в самую левую полосу – она, на какое-то время, будет самой быстрой, но и быстрее всех остановится. Останавливаться в ней не надо, надо перестроится обратно правее и проехать еще немного. Подобным образом мы поступали и в Германии и тоже немного помогало. Почему так устроены пробки на автобанах – я не знаю. Кстати, в самой Вене движение хотя и плотное, но конкретных заторов мы за 2 дня пребывания не заметили.

Скоростной режим австрийцы нарушают, как и везде – 10-15 километров в час почти норма. На автобане частенько носятся под 200, при ограничении в 130, обычно это BMW или Audi. На австрийских автобанах я впервые увидел полицаев с радаром в районе ремонта дороги (там обычно ограничение скорости), все прям как у нас - сидели в кустах за поворотом.

Для оплаты уличного паркинга в центре города надо приобрести специальный ваучер (Parkschein) в табачной лавке, в газетном киоске или специальных автоматах на станциях метро.

Эстония

Говорить про всю Эстонию, пожалуй, будет преувеличением т.к. мы ездили только от Нарвы до Таллинна, а это около 200 км. В целом дороги значительно лучше, чем у нас, хотя встречаются раздолбанные участки в самой Нарве, и на въезде в Таллинн. На шоссе ограничение 90, но многие едут до 105 (по gps). Если едут быстрее, значит русские, обычно, на дорогих немецких машинах. На обочинах шоссе расставлены столбики с отражателями - ночью очень удобно, видно куда ехать. Километров за 50 до Таллинна в кустах прячется много полицейских машин, ловят нарушителей скоростного режима. Разметка и знаки расставлены очень логично, т.е. знак обгон запрещен будет висеть действительно только там, где обгонять опасно. Много знаков дополнены табличками с зоной действия, я например, видел знак “обгон запрещен 150 метров”, так же встречается ограничение скорости только в дневное время, не говоря уже про стоянку/остановку в определенные часы.

Англия и Уэльс

Меня предупреждали, что в Лондоне проблемы с паркингами, но я не думал, что все настолько запущено. Раньше я знал, что если ты едешь в новый город, то надо просто приехать в самый центр и там будет пара-тройка указателей на подземные парковки. Обычно это не дешево, зато просто, надежно и в самом центре. Так вот, в Лондоне это не работает! Никаких указателей на паркинги вы не найдете. Поэтому, советую заранее продумать, где вы оставите машину, например, на этом сайте.

Просто туннель в Лондоне

Найти бесплатный паркинг на улице - задача из области фантастики, уверен, можно даже не пытаться. Если вы все же такой умник, что решили сэкономить и оставить машину у тротуара, то вот несколько нехитрых правил: нельзя останавливаться и парковаться на дорогах классифицированных как Red Route. Обычно они отмечены красной разметкой вдоль тротуара. Если разметка двойная, то даже останавливаться нельзя, в любое время дня и ночи, если одинарная, то останавливаться нельзя с 7 утра до 7 вечера. Бывают случаи, когда разметка отсутствует, но останавливаться все равно нельзя, в таком случае обязательно будет висеть знак с табличкой "No stopping at any time". У двойной желтой разметки тоже нельзя парковаться, но иногда, скорее в виде исключения, можно стоять в определенное время там, где идет одинарная желтая линия. Об исключении будет говорить табличка под знаком, если таблички нет, то парковка запрещена. Если вы хоть немного сомневаетесь, то лучше запарковаться в другом месте. Штрафы за неправильную парковку от 40 до 120 фунтов, в зависимости от тяжести нарушения. Эвакуация машины будет стоить вам от 200 фунтов. Кроме того, если вы неправильно поставили машину на частной территории, то вам могут заблокировать колеса. А вот тут самое интересное - цену за снятие блокиратора назначает сам владелец парковки, и я слышал, что она в некоторых случаях доходит до 600 фунтов. Все это относится не только к Лондону, в Кардифе и соседних с ним городках нам также ни разу не удалось постоять в центре бесплатно.

Парковаться строго запрещено!

За въезд в центральную часть Лондона с 7 утра до 6 вечера по будним дням придется оплатить специальный сбор - Congestion Charge - 8 фунтов. Никаких турникетов, типа как на платных дорогах, там, конечно нет. Просто перед въездом в "платную" часть города будет висеть соответствующий указатель. Однако рассчитывать покататься на халяву не стоит - оплата сбора контролируется многочисленными камерами в автоматическом режиме. Штраф от 60 до 120 фунтов. Оплатить сбор можно в газетных киосках, магазинах, бензоколонках и на почте. На входе будет висеть или логотип "Congestion Charging" (белая буква C в красном круге), или логотип PayPoint (синяя надпись на желтом фоне). Кроме того, можно оплатить по SMS или по телефону, однако, для этого придется сначала зарегистрироваться на сайте, что не совсем подходит для тех, кто берет машину в прокате т.к. неизвестен номер машины до момента ее получения.

Дорожные знаки абсолютно как у нас, но очень часто с дополнительными текстовыми комментариями, видимо, для забывчивых, например, "Give way" (уступи дорогу), "Keep Left" (держись слева, часто перед ротондами), "No right turn" (поворот направо запрещен), "Reduce speed now" (перед крутым поворотом, ротондой, светофором) и тому подобное - едешь, не скучаешь. Ах да, интересный факт - скорость и расстояние эти чудаки измеряют в милях и ярдах. Стоит ли удивляться, что цена на бензин указывается, не в фунтах за галлон, а в пенсах за литр? Во время нашей поездки цена была в среднем 109 пенсов за литр, т.е. более чем в 2 раза дороже, чем в России.

Автобаны почти ничем не отличаются от всех остальных автобанов в западной Европе, однако, паркинги организованы, по сравнению с Францией/Германией/Швейцарией, достаточно бездарно, ни туалетов, ни мусорных бачков, ни столиков для пикника. Сам паркинг, по сути, просто расширение дороги, а не карман, как это обычно. Попробовали мы покататься и по второстепенным дорогам. Нашли в Dorling Kindersly дорогу отмеченную как "живописный маршрут" и поехали. Впечатление так себе, дороги узкие и извилистые, очень много абсолютно одинаковых по виду деревень. Обочины засажены плотным высоким кустарником, так что ничего не разглядеть, но если увидел "красоту" остановиться, скорее всего, будет негде. На автобанах местные жители превышают скорость примерно миль на 10-15 в час, в городе все едут совсем чуть-чуть быстрее положенных 30 миль в час. Камер, или полиции с радарами, на автобанах я не видел (это не означает, что их нет!), а вот в городах и деревнях камер как грязи, нет, конечно, не так много как у нас гаишников по кустам, но все равно дофига.

Происшествия

Во французском городе Этрета у нас случилась авария. Точнее, нашу прокатную BMW достаточно сильно поцарапали, когда она стояла на парковке. Я не хочу давать тут никаких советов т.к. каждый инцидент индивидуален. Поэтому просто расскажу, что мы делали в нашей конкретной ситуации.

Первым делом мы попытались дозвониться до офиса Hertz (прокатная контора, где мы взяли нашу машину). Однако, во всех документах, которые нам дали, были только toll free телефоны в Германии. Естественно, из Франции их не набрать. Поэтому мне пришлось звонить своему немецкому партнеру и узнавать прямой телефон немецкого Hertz. После этого я позвонил в Hertz и очень долго объяснял, что случилось и где я нахожусь (на английском). Оператор на том конце провода сказал, что т.к. моя машина может передвигаться, то мне необходимо на следующий день приехать в ближайший офис Hertz и заполнить дополнительные бумаги. После этого меня уверили, что вызвали мне аварийку и полицию и распрощались.

Минут через 20 приехала аварийка, спросила нафига ее вызывали, если у меня только царапины и с недовольным видом уехала. Дальше мы стали ждать полицию. Ждали минут 40. Никто не приезжал. И когда я уже стал нервничать и материться из ближайшего ресторана вышел довольный сытый мужчина с двумя барышнями и направился к той машине, на которой еще свисали куски нашего бампера. Он очень удивился, когда я сообщил ему, что мы уже вызвали полицию, посочувствовал, что мы так долго ждем и сообщил, что, скорее всего, полиция вообще не приедет. Т.к. в этом городе ее попросту нет, а раз нет жертв и разрушений, то полиция из соседнего города не поедет. Далее, мы совместными усилиями нашли бланк протокола об аварии (Hertz забыл его вложить в пакет документов, хотя и должен) заполнили его и распрощались. Мужчина очень извинялся, но было видно, как он раздосадован, что из-за такой мелочи ему приходится тратить время на меня, а не на своих девушек.

Пока мы заполняли протокол, то приехали жандармы (не полиция). Они просто проезжали мимо, патрулируя район, никто им не сообщал о нашем происшествии. Узнав, что пострадавших нет, они свалили. На следующий день, мы, как послушные клиенты, поехали в ближайший офис Hertz. Там очень удивились нашему появлению и сказали, что в этом нет необходимости т.к. машина нормально ездит. Мы просто должны будем показать бумаги в том офисе, где будем отдавать машину, а им вообще пофиг.

Возвращая машину, я просто отдал протокол об аварии (accident report) приемщику, тот был очень не рад, но ничего не сказал. Попросил меня заполнить объяснительную на моем родном языке (я специально уточнил, не нужно ли на английском) Минут 15 он танцевал вокруг машины, а потом вернулся и сказал, что это не наша вина и доплачивать мы ничего не должны. Super Cover страховки у нас не было, поэтому, я считаю, что мы легко отделались. Однако, что бы было в том случае если бы оцарапавшая нас машина просто уехала до того как мы вернулись? Я так и не понял, но подозреваю, что мне бы пришлось оплачивать ремонт самостоятельно.

За несколько лет до этого, я в задумчивости попытался выбросить горящий окурок в закрытое окно прокатного гольфа. Ехали мы довольно быстро по автобану, поэтому, остановиться моментально не удалось. Это окончилось огромной дырой в спинке сиденья, прожжоной футболкой и ожогом моей спины. В тот раз приемщик автомобиля (брали в Europcar) просто обалдел, но т.к. у нас был super cover, доплачивать нам не пришлось.

Европейцы на дорогах

После 30000 километров по Европе я понял, что в России попросту не умеют водить. Нельзя сказать, что 100% европейцев ассы, но подавляющее большинство ездит очень хорошо. Например, я попал в пробку в Лугано, машины стояли на нехилой горке - в России при таких обстоятельствах куча народу просто растеряется т.к. не знает элементарных вещей, например как трогаться на подъеме с ручника, а там все спокойно ехали, и никто не откатывался назад. В Питере я часто наблюдаю, что люди боятся ехать просто по прямой с разрешенной скоростью, задерживая поток - в Европе по прямой ездят с максимально разрешенной скоростью, плюс еще несколько километров в час. Культура вождения тоже играет важную роль. Например, ни разу мне не приходилось бибикать заснувшему кретину на светофоре, видимо, люди ценят время других участников движения. Никто не пытается повернуть налево, на красно-желтый, не пропустив "встречку". И так далее... Надо заметить, что женщины в Европе являются полноценными участниками движения. Они не тупят и не дают поводов для насмешек, нормально обгоняют, перестраиваются и паркуются в таких тесных условиях, что большинство россиянок даже пытаться не будут. На паркинге между Цюрихом и Санкт-Гелленом мы видели девушку, которая села за руль огромного бензовоза с прицепом и уехала без жертв и разрушений...


Реклама


Полезная Информация

Деньги

На всех бензоколонках принимают наличные и карточки, но, как писалось выше, автоматические колонки иногда блокируют бОльшую сумму, чем реально требуется. Поэтому рекомендуется иметь наличные деньги. Не забывайте, что не все страны входят в зону евро, например, Швеция, Дания, Норвегия, Великобритания, Чехия, Швейцария - не входят. Есть и обратные исключения - Черногория, например, не входит в зону евро, но все расчеты ведутся именно в этой валюте.

Топливо

Самый дешевый бензин в Швейцарии и Лихтенштейне, но в той же Швейцарии дизель стоит как АИ95, что достаточно странно. Самый дорогой в Дании. Остальные страны примерно одинаковы. Конкретную цену при нынешних скачках цены на нефть называть бесполезно. Во время нашего путешествия цена за литр в Швейцарии, была примерно на 50% выше, чем в Петербурге, а в остальных странах примерно на 100-120%%... При оплате карточкой практически везде вас попросят ввести пин код. Для получения чека на автоматической колонке надо после заправки засунуть карточку в аппарат еще раз.

Паркинги на автострадах

Останавливаться на автострадах запрещено ПДД даже в России, поэтому по всей Европе на автострадах через каждые несколько километров есть паркинги, обычно с бесплатным туалетом. В Германии их особенно много. Кроме того, в Германии, если вдруг туалет закрыт на ремонт, обязательно висит указатель с расстоянием до следующего. Однако, в той же Германии туалеты на заправках в основном платные или условно платные. Условно платные - это когда рядом с входом в туалет сидит бабулька, которая этот туалет и моет, и ты можешь дать ей денег, но можешь и не давать. Иногда бабульки нету, но стоит мисочка для денег. В Италии все туалеты, которые мы встречали на автострадах - условно платные. Некоторые европейские туалеты поражали полной автоматизацией - стульчак сам ополаскивается, автоматический слив, вода в кране включается, когда подносишь руки и т.д... В Италии в некоторых туалетах что бы помыть руки надо наступить на специальную кнопку на полу.

Пробки

В городах пробок практически нет. Обычно машины хоть и медленно, но едут. Серьезные пробки я наблюдал только в Германии и все в результате аварий. Если что-то происходит на автобане, и нет возможности пустить поток в объезд, то автобан просто перекрывают и все послушно стоят и курят радом с машинами. Упомянутый выше немец-омчанин рассказал, что все зависит от тяжести аварии, иногда приходится стоять по несколько часов. По его словам очень часто серьезные аварии, с большим количеством обломков и трупов, случаются из-за автодомов. Мы стояли ровно 30 минут. Этого хватило для эвакуации мертвых людей и автомобилей и очистки дороги от обломков и ошметков.

Особенности ПДД

  • Во многих странах нужно ездить с ближним светом фар круглые сутки


  • Во всей европе в легковых машинах и минивэнах водитель и все пассажиры должны быть пристегнуты как на передних, так и на задних сиденьях


  • В Швейцарии запрещено использовать противотуманки при отсутствии тумана


  • Нельзя пользоваться мобильником без hands free


  • Правила кругового движения в скандинавских странах отличаются от правил движения в России. При круговом движении вы имеете преимущество движения, и, наоборот, перед въездом в круговой разъезд вы уступаете дорогу транспорту, движущемуся в кольце. Так-же подобные правила действуют и в Германии.


  • В ЕС запрещены кенгурятники


  • В Швейцарии водителю запрещено слушать музыку в наушниках во время движения


  • Практически везде, перед въездом в туннель нужно включать ближний свет фар


  • В Италии запрещено целоваться за рулем


  • По правилам ЕС огнетушитель должен быть по объему не меньше литра


Полезные ссылки

Прокладка маршрута по Европе

Scandlines (паромы между Регби и Путгарденом)

Silja Line

Viking Line

SuperFast (паромы от финского города Ханко до германского города Росток)

Finnlines (паромы от Хельсинки до германского города Травемунде и от Питера до Любека)

Особенности ПДД в разных странах

Rambler's Top100